Работник-жертва и работодатель-соковыжималка: кто прав?

Екатерина Лебедь: Курсы для HR и кадровиков Казахстана. Знаю все о кадровом учете. И вас научу!


  Просмотры: 1 147  
Копирование и любая переработка материалов с личного сайта Екатерины Лебедь запрещены. Но статьями можно и нужно делиться со своими друзьями и коллегами через социальные сети!

Работник-жертва и работодатель-соковыжималка: кто прав?

Работник-жертва и работодатель-соковыжималка: кто прав?
По роду деятельности я часто общаюсь и с предпринимателями, и с наемными работниками разных мастей. Так получилось, что на днях знакомый предприниматель пожаловался на отсутствие адекватных менеджеров по продажам.
 
По словам моего знакомого, он может предоставить своим работникам конкурентные условия работы и достойное вознаграждение, повышение квалификации и полную загруженность. Ищет сотрудников в линейный отдел продаж, подбирают тех, кто готов учиться. Но сталкивается, по его словам, с катастрофической проблемой: соискатели не хотят учиться!

Они вообще ничего не хотят: художественную и профессиональную литературу не читают, подписаны на блоги и лениво листают Instagram. Кандидаты точно знают, чего хотят от жизни, но не могут внятно сформулировать свои умения и навыки. Претендуют на гарантированный объем заработной платы и не готовы работать за процент, потому что велика вероятность не получить вожделенный бонус.
 
Поговорив со знакомым, я задумалась: а чем, собственно, отличаются эти вот несостоявшиеся менеджеры по продажам от бухгалтеров, которых рассматриваем мы, закрывая позиции?! Поэтому я провела небольшое социальное исследования и выявила ряд претензий работников и работодателей друг к другу.
 
Для начала хочу заметить, что в классической бизнес-модели работники и работодатели постоянно находятся по разную сторону баррикад. Это происходит по одной простой причине – работодатель создает рабочие места и получает сверхприбыль, ничего не делая, по общему мнению, а работник привязан к рабочему месту и получает не всегда высокую заработную плату за 8-ми часовой рабочий день.
 
Итак, ТОП 10 претензий работников к работодателю:
 
Нарушения трудового кодекса в ресторанах и кафе

  1. Работодатель всегда хочет получить больше: он ищет высококвалифицированного сотрудника, но не хочет ему платить слишком много. Мотив один – высокая налоговая нагрузка. Ведь с заработной платы каждого работника примерно 26% уходит именно на налоги, причем часть сборов (социальный налог и социальные отчисления) работодатель выплачивает из собственных средств.
  2. Работодатель ищет «многостаночника»: если вы офис-менеджер, то еще должны быть и рекламщиком, и пиарщиком, и бухгалтером – замечали в объявлениях, что офис-менеджеру нужны знания 1С: Бухгалтерии? Вносить документы в программу учета, скорее всего, будет вашей обязанностью. А еще желательно кадры вести. Их больше вести некому. Фирма маленькая – экономит.
  3. Работодатель хочет, чтобы вы работали по 10-12 часов в день. Без перерыва на обед и кофе-брейк. Не курить (кстати, поддерживаю – я за здоровый образ жизни), не болтать, телефон отключить. Встречаются порой даже абсолютно абсурдные требования в виде запрета на замужество и рождение детей в течение пяти лет работы в компании.
  4. Работодатель не поощряет внутрифирменные романы между сотрудниками, а на работу принимает только своих родственников и друзей. Многие работники даже рукой машут, потеряв всякую надежду трудоустроиться в фирму с высоким уровнем заработных плат.
  5. Работодатель экономит любую копейку: не покупает новую технику, оплачивать мобильную связь, отпускать в отпуск и оплачивать листки временной нетрудоспособности. А еще не ставит кондиционеры, не навешивает затемнения на окна, не соглашается устанавливать кулеры с питьевой водой.
  6. Работодатель всячески нарушает трудовое законодательство и не платит налоги. Не оплачивает сверхурочные и работу в выходные и праздничные дни. А еще выдает заработную плату в конвертах и ищет причины, чтобы не выплачивать премии.
  7. Работодатель сам ничего не умеет: он не разбирается в работе подчиненных, всегда придумывает утопичные реформы, тратит кучу денег на оптимизацию вместо того, чтобы выплатить премию.
  8. Работодатель сам не знает, чего хочет. Особенно ярко это выражается после очередного бесполезного тренинга: директор вводит новые требования, стандарты и регламенты, которые невозможно выполнить!
  9. Бывают крайне неприятные работодатели: кричат, даже когда все хорошо. Стиль управления авторитарный, в компании принято унижать коллег и насмехаться над неудачами.
  10. Работодатель устанавливает нереальные планы по производству или продажам, не ценит старания работников. А еще проводит бесконечные совещания и планерки – не дает работать, а результаты требует.

 
Согласитесь, и у вас такие мысли нет-нет проскальзывают?! Это ни хорошо и не плохо. Это наше нынешнее отношение к работе в связке «Работник-Работодатель». Можно попытаться изменить ситуацию: развивать себя, обучаться, применять полученные знания на практике. Можно устроиться в другую компанию, персонал и руководство которой будут соблюдать правила делового этикета. Которая, в конце концов, будет более престижна, чем та, в которой вы трудитесь сейчас.
 
А если вашей квалификации и навыков недостаточно для смены рабочего места? Примите ситуацию как факт и измените себя: станьте лучше, чем вы есть сейчас. Станьте востребованным профессионалом, попробуйте себя в новой отрасли, используйте социальные сети не для размещения котиков и бородатых анекдотов, а для формирования своего нового имиджа. Станьте полезны бизнесу, в котором работаете сейчас!
 
Вернемся ко второй части «рабочего» конфликта – к работодателям. И я бы для начала разобралась, а кто они такие, эти предприниматели? Они мечтатели, которые воплощают свои идеи в жизнь. Они «рвачи», бывают даже беспринципные, ищущие любые, даже нелегальные способы заработка. Они проводники инноваций и полезных технологий. Они коммуникаторы – посредники между неизвестным и простыми смертными. Они, в конце концов, такие же люди, со своими привычками, достоинствами и недостатками. А раз бизнесмены контактируют с работниками, то тоже составили свое мнение о персонале:
 
ТОП 10 претензий работодателей к работникам:
 
Нарушения трудового кодекса в ресторанах и кафе

  1. Работники ленивы и тупы, они постоянно болеют, рожают и уходят в отпуск. Опаздывают, да! — постоянно опаздывают!
  2. Работники не желают учиться и трудиться, и хотят получать зарплату просто так. Они не справляются со своими обязанностями и срывают сроки сдачи проектов. Они ленятся лишний раз позвонить должнику или переделать документ.
  3. Работники не хотят вникать в проблемы шефа, им плевать на то, что оборот упал, клиенты уходят, кредиторы серчают. Работники могут позволить себе нахамить клиенту, испортить отношения с соседним подразделением.
  4. Работники уже не те – рынок кандидатов пуст: безынициативные, бестолковые, ленивые и неповоротливые. Оставшимся невозможно доверять сложные задачи. Проще сделать самому – так, по крайней мере, будешь точно уверен к конечному результату.
  5. Молодежь, претендующая на трудоустройство, насмотревшись глянца, красивых картинок из социальных сетей, по сути, из себя ничего не представляет. Но в погоне за красивой жизнью вынуждены идти работать, потому что здесь есть хотя бы зарплата.
  6. Работники воруют! Воруют деньги, бумагу, продукты, ткани, время!
  7. Незаменимые работники, вы не существуете!
  8. Студенты – это зло! Нет знаний, умений и навыков, но много нездоровых амбиций по заработной плате.
  9. Работник постоянно нарушают трудовую дисциплину: опаздывают, пьют кофе, устраивают перекуры, сплетничают и делают вид, что работают. В общем, имеют вредные привычки, которые мешают выполнению должностных обязанностей.
  10. Любой работник на своем рабочем месте производит ценный конечный продукт. Но редкий работник может четко сформулировать точный результат своей деятельности.

 
Список взаимных претензий, конечно, можно продолжать до бесконечности. Обе стороны даже создали «черные списки», чтобы предупреждать «соплеменников» об опасностях.
 
Но всегда ли в трудовых отношениях все так однозначно? Всегда ли работник выступает как пострадавшая сторона, а работодатель является демоном во плоти?! Конечно, нет!
 
Нарушения трудового кодекса в ресторанах и кафе С чего начинаются трудовые отношения? Со знакомства – с интервью, с запроса рекомендаций от прошлых работодателей и коллег, с ознакомления с кадровыми документами: положениями, регламентами, приказами и т. д., с оформления трудового договора, со знакомства с коллегами и удобного, безопасного рабочего места. Когда работодатель нарушает эту несложную цепочку, невозможно гарантировать положительный результат.
 

  1. Если вы внимательно не изучили работника еще на этапе собеседования, то вы не знаете к чему быть готовым: человек, отличный профессионал, может оказаться крайне неприятен в общении с коллегами и клиентами. Вы и глазом не успеете моргнуть, как пропадут документы, деньги, а ваш новоиспеченный работник может оказаться засланцем от конкурентов.
  2. Если работник не ознакомлен с регламентами работы, он не сможет качественно выполнять свою работу. У вас начнутся претензии к качеству работы, к срокам выполнения, к внешнему виду работника, к оформлению документов и др. Этого всегда можно избежать, если заранее прописать все требования и обучить им работников.
  3. Если вы не оформили трудовой договор, то сделаете хуже только себе.
    • Во-первых, вы сразу подвергаетесь штрафу в размере от 60 МРП (примерно 130 000 тенге).
    • Во-вторых, вы не сможете наложить на работника дисциплинарное взыскание, взыскать с работника материальный ущерб. Конечно, вы можете не выдать работнику заработную плату. Но ваш кураж закончится на этапе подачи жалобы/заявления в управление труда, в суд и/или в налоговое управление вашего города.
    • Работник всегда может встать и уйти, и, по сути, вы ничего с этим сделать не сможете. Если трудовой договор заключен, то защитить свои права вы сможете в суде.
  4. Если вы тщательно подбираете коллектив, то в нем отсутствует ленивые сплетники и саботажники. Ваши работники спокойно выполняют свои трудовые обязанности, принося вам прибыль. А ведь иначе, зачем вообще затевать свой бизнес?!
  5. Если вы тщательно подбираете работников, вы принимаете на работу профи, но не организовываете им достойные условия труда, не выплачиваете достойное вознаграждение, не ставите интересные задачи, работать долго у вас никто не будет.

 
Что получается? Если работодатель честно выполняет свои обязательства, то чаще всего работники отвечают взаимностью и бизнес крепчает на глазах. Здесь самое главное соблюсти баланс интересов.
 
Когда же случается так, что работники становятся жертвами?
 
Нарушения трудового кодекса в ресторанах и кафе

  1. Когда не знают своих прав и не читают трудовое законодательство.
  2. Когда, не читая, подписывают документы.
  3. Когда боятся защищать свои права, не обращаются к юристам, в суд.
  4. Когда ленивы и безответственны.
  5. Когда плохо воспитаны и образованы, потому что, находясь в таком положении, не могут претендовать на хорошую работу с высокой заработной платой.
  6. Когда работник сам соглашается на невыносимые условия труда и не оформляет это согласие соответствующими кадровыми документами.
  7. Когда работник изо всех сил пытается удержаться за рабочее место: его не пугают унижения, крики, штрафы, задержки или невыплата заработной платы.

В общем, мое мнение остается неизменным. Человек – не жертва обстоятельств, человек – жертва собственной инфантильности и юридической неграмотности.
 

  • Я призываю работников развиваться, тогда вы сможете самостоятельно выбирать себе лучшие условия работы.
  • Я призываю работников и работодателей изучать трудовое законодательство РК, для того, чтобы отстаивать свои законные интересы.
  • Я призываю работодателей оформлять трудовые отношения правильно в четком соответствии с трудовым законодательством РК.
  • Я призываю работодателей развивать свой бизнес честно.
  •  
    Нехитрые правила, которые облегчат вашу жизнь и трудовые отношения.
     
    Очень часто и работники и работодатели сталкиваются с нерешаемыми проблемами при защите своих трудовых прав.
     
    Если вы считаете, что ваши трудовые права нарушены, вы можете обратиться к государственному инспектору вашего города / области или пишите мне по контактам, указанным в разделе контактов сайта.

     

    ⚠️ КОНСУЛЬТАЦИИ ПО ТЕЛЕФОНУ НЕ ОКАЗЫВАЮТСЯ ⚠️

     

    HR UP SKILL — ЗАКРЫТЫЙ КЛУБ ДЛЯ КАДРОВИКОВ

     
    Коллеги, приглашаю вас в закрытый клуб для профессионалов в области кадрового учета, аудита, разрешения трудовых споров.

     

    • Видео-встречи в zoom проводятся 1 раз в неделю в среду в 20:30 по Алматы (кроме праздничных дней) и раз в месяц будет zoom в формате «Вопрос-Ответ».

     
    Записи наших встреч будут доступны на весь период действия вашей подписки. Узнать стоимость и уточнить условия можно по WhatsApp или на сайте
     


    Перейти в Instagram, YouTube или Telegram Екатерины Лебедь >>>
     

     

    АВТОР СТАТЕЙ И КУРСОВ: Лебедь Екатерина Александровна

     

    Кадровый аудитор. Ведущий специалист ТОО «Контрольно-аналитическая служба «РЕВИЗОР» по правовой экспертизе кадровых процедур и документов.

    Практикующий юрист-кадровик, специалист по кадровому учету и делопроизводству и трудовому законодательству РК.

    В карьерном портфеле: налоговые проверки, трудовые инспекции, суды, прокурорские проверки, восстановление учета, любые сложные участки, включая налоги с зарплаты.

    ✔ С 2010 года работаю на себя. За плечами сотни кадровых аудитов, тысячи часов консультаций применению трудового законодательства (в год провожу более 1000 консультационных часов).

    ✔ Разработчик обучающих программ для специалистов кадровых служб, спикер семинаров и тренингов по применению трудового законодательства и безошибочному ведению кадрового учета.

    Бесплатные прямые эфиры в Инстаграм: https://www.instagram.com/hrdelo_kz/

    Автор самого крупного проекта «Группа Кадровиков Казахстана» в мессенджере Telegram.

     

    ⚠️ КОНСУЛЬТАЦИИ ПО ТЕЛЕФОНУ НЕ ОКАЗЫВАЮТСЯ ⚠️

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: