Материальная ответственность работников

Екатерина Лебедь: Курсы для HR и кадровиков Казахстана. Знаю все о кадровом учете. И вас научу!


  Просмотры: 5 598  
Копирование и любая переработка материалов с личного сайта Екатерины Лебедь запрещены. Но статьями можно и нужно делиться со своими друзьями и коллегами через социальные сети!

Материальная ответственность работников

Материальная ответственность работников

Рубрика: О профессии кадровика | 21.07.2016
 
Недавно я начала цикл статей про работников, которые своими действиями или бездействием нанесли ущерб своим работодателям.
 
Каждый работодатель желает знать, как защитить себя от работников. А одним из самых верных кадровых решений для этих целей является заключение с работниками договора о полной индивидуальной материальной ответственности.
 
Работодатели же нередко предпочитают заключать договоры о материальной ответственности со всеми работниками подряд. В этой статье мы с вами попробуем разобраться с процедурой оформления материальной ответственности, с нюансами этой процедурами и типичными ошибками.
 
 
С какими работниками целесообразно заключать договоры о материальной ответственности?
 
 
С какими работниками целесообразно заключать договоры о материальной ответственности Очевидный ответ – с теми, кто по работе имеет дело с документами, деньгами, материальными ценностями. Давайте перечислим основные должности:
1. Директор – исполнительный орган товарищества, управляющий
2. Главный бухгалтер, бухгалтер-ревизор
3. Кладовщик, заведующий складом, заведующий хозяйством, прораб
4. Продавец-консультант, менеджер по продажам
5. Кассир, контролер
6. Водитель-экспедитор по перевозке грузов
7. Агент по снабжению (снабженец), торговый агент
8. Вахтер, сторож, охранник
 
Список должностей работников, с которыми можно и нужно оформлять материальную ответственность, продолжать бесконечно именно по тому, что все ваши работники в своей работе используют предметы и ценности, которые принадлежат исключительно вам. Что это может быть?
 
Инструкция по кадровому учету для ИП и ТОО Мебель (шкафы, столы, стулья, диваны, кресла, сейфы);
Инструкция по кадровому учету для ИП и ТОО Железные и деревянные двери, решетки на окнах, само здание в текущем состоянии;
Инструкция по кадровому учету для ИП и ТОО Автопарк (автомобили, запасные части, шины, диски, ГСМ и другое);
Инструкция по кадровому учету для ИП и ТОО Оборудование, инвентарь, инструмент, запасные части к ним;
Инструкция по кадровому учету для ИП и ТОО Компьютерный парк — ноутбуки, персональные компьютеры, принтеры, МФУ, сканеры,
          соединительные элементы (удлинители, розетки и другое);
Инструкция по кадровому учету для ИП и ТОО Телефония, факсы, сотовые телефоны, находящиеся на балансе фирмы;
Инструкция по кадровому учету для ИП и ТОО Документация компании (налоговая, бухгалтерская, кадровая, кассовая, управленческая,
          страховые документы, техпаспорта и другое);
Инструкция по кадровому учету для ИП и ТОО Запасы для производства товаров и изготовления изделий (ткань и фурнитура, продукты,
          пластиковые детали и т.п.).
 


 
В общем, для того, чтобы возложить на работника материальную ответственность, важно понимать, следующие факторы:
 
На каком участке учета будет трудиться человек. Особое внимание необходимо уделить участкам, где выполняются работы по
          покупке, продаже, обмену, перевозке, доставке, пересылке, хранению, обработке и применению в процессе производства
          материальных ценностей;
Какие ТМЦ или ТМЗ работник будет использовать при выполнении своих функциональных обязанностей – необходимо
          составить подробный перечень;
Инструкция по кадровому учету для ИП и ТОО Каким образом вы вмените работнику эти ценности в подотчет: передадите по акту приема-передачи или будете разово
          оформлять документами по необходимости;
Инструкция по кадровому учету для ИП и ТОО Каким образом вы будете контролировать использование работниками материальных ценностей, выданных для
          выполнения ими своих должностных обязанностей;
Инструкция по кадровому учету для ИП и ТОО Утвердить процедуру проведения ревизий и инвентаризаций, внутренних проверок. Установить периодичность и форму
          внутреннего отчета.
 
Приводимый мной перечень процедур и разработки стандартов работы, конечно, не полный. Но если вы сделаете хотя бы 50% от имеющегося списка, то вам будет гораздо легче отстаивать свои права в суде.
 
Надо отметить, что оформление только одного договора об полной индивидуальной материальной ответственности, недостаточно. Вы должны разработать полный комплект кадровых документов:
 
✔   Пункт о возложении на работника материальной ответственности необходимо прописать в трудовом договоре. Желательно в трудовом договоре расписать четкие и внятные формулировки того, на что и как именно возлагается материальная ответственность;
✔   Оформить договор о полной индивидуальной материальной ответственности;
✔   Издать приказ о возложении на работника полной индивидуальной материальной ответственности;
✔   Проводить ревизию с целью выявления недостач и хищений. А самое главное, необходимо документально правильно оформлять эти процедуры.


 
Оформление материальной ответственности работников, взыскание задолженности
 

К сожалению, по Трудовому кодексу взыскать с работника задолженность перед работодателем или клиентом очень сложно. Вам придется обращаться в суд и предоставить документы.

Вот тут начинается самое сложное…

Чаще всего работодатель при приеме на работу оформляет типовые договоры, взятые в Интернете. Трудовой договор и договор о материальной ответственности либо отсутствует, либо составлен очень формально. И это не единичные случаи, такое пренебрежительное отношение к оформлению кадровых документов встречается даже на очень крупных предприятиях.

На семинарах я очень часто слышу истории, когда работодатель машет кулаками после боя. Было хищение, утрата, прямой ущерб, а сделать ничего не возможно: документы оформлены не верно!

Опираясь на опыт, я предлагаю «соломку» постелить заранее!

 

В каких случаях вам может понадобиться помощь?

  1. Если у вас на предприятии много материально-ответственных лиц, и вы хотите подстраховаться;
  2. Если работник уже причинил ущерб работодателю в виде утраты или повреждения имущества работодателя или за ущерб, возникший в результате действия (бездействия) работника:
    2.1 Необеспечения сохранности имущества и других ценностей, переданных работнику на основании письменного договора о принятии на себя полной материальной ответственности;
    2.2 Необеспечения сохранности имущества и других ценностей, полученных работником под отчет по разовому документу;
    2.3 Причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения (их аналогов);
    2.4 Недостачи, умышленного уничтожения или умышленной порчи материалов, полуфабрикатов, изделий (продукции), в том числе при их изготовлении, а также инструментов, измерительных приборов, специальной одежды и других предметов, выданных работодателем работнику в пользование;
    2.5 Причинения ущерба незаконными действиями работника, подтвержденными в порядке, установленном законодательством РК.

Я помогу вам подготовить перечень документов:

Разработка основных документов по индивидуальной материальной ответственности:

  1. Положение о коммерческой тайне;
  2. Перечень должностей материально-ответственных работников;
  3. Приказ о назначении материально-ответственных лиц;
  4. Трудовой договор с материально-ответственным лицом;
  5. Приказ о приеме материально-ответственного лица;
  6. Типовая форма договора о полной индивидуальной материальной ответственности;
  7. Перечень работ, выполняемых работниками, с которыми заключаются письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности;
  8. Приказ «О неразглашении сведений, составляющих коммерческую тайну»;
  9. Общий приказ по предприятию «О назначении материально-ответственных лиц»;
  10. Составление акта приема-передачи материальных ценностей.

 
Разработка основных документов по коллективной материальной ответственности:

  1. Типовой договор коллективной (солидарной) материальной ответственности (разрабатывается отдельно по запросу);
  2. Положение о коммерческой тайне;
  3. Перечень должностей материально-ответственных работников;
  4. Приказ о назначении материально-ответственных лиц;
  5. Трудовой договор с материально-ответственным лицом;
  6. Приказ о приеме материально-ответственного лица;
  7. Перечень работ, выполняемых работниками, с которыми заключаются письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности;
  8. Приказ «О неразглашении сведений, составляющих коммерческую тайну»;
  9. Общий приказ по предприятию «О назначении материально-ответственных лиц»;
  10. Составление акта приема-передачи материальных ценностей.

 

Работник уже причинил ущерб? Я помогу оформить все процедуры правильно! Что входит в пакет документов?

  1. Консультация по пределам ответственности работника;
  2. Проведение внутренней проверки для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения;
  3. Истребование с работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба;
  4. Оформление дисциплинарного взыскания;
  5. Взыскание ущерба в досудебном порядке;
  6. Оформление иска в суд и представление интересов в суде.

 

Какие задачи решает для вас кадровый учет, который я буду для вас вести?

  1. Защищает работодателя перед умышленными или неумышленными действиями работников;
  2. С правильно оформленными документами вы легко сможет отстоять свою позицию в суде;
  3. Избавляет от претензий со стороны проверяющих органов.


  Перепечатка


Я, Екатерина Лебедь Эксперт в области трудового законодательства и кадрового делопроизводства РК в МСБ. Бизнес-спикер для специалистов, ведущих кадровый учет.
 
Сотовый / WhatsApp: +7 777 428 97 11 Email: 781120kz@mail.ru
 

Группа кадровиков Казахстана (Telegram)

 

Описание группы и правила участия:

 




Меня зовут Екатерина Лебедь, я кадровик-юрист с 10-летним стажем работы именно в области трудовых отношений. Я точно знаю, как начинающим кадровикам и опытным специалистам нужна помощь квалифицированных коллег!
 
24 июля 2017 года волей случая была создана первая группа кадровиков в WhatsApp. Это бесценный ресурс методической помощи коллег и единомышленников!

 
 

     

 
   

 
Какие темы можно рассматривать внутри группы?

 
🎯 HR (подбор, оценка, мотивация, ротация, аттестация работников и прочие вопросы управления персоналом)

📓 Трудовой кодекс РК и другие нормативно-правовые акты РК в области регулирования трудовых отношений

🖊 Кадровый учёт и делопроизводство

📚 Аудит кадровых документов и процедур (порядок оформления, сроки, формулировки, ссылки)

👩‍💼 Работа с призывниками, воинский учет

📜 Отчетность в Центр занятости и Управление статистики

⚠ Трудовые споры с работниками

👓 Проверки государственных инспекторов по труду

📔 Другие вопросы, с которыми ежедневно сталкиваются в работе специалисты отдела кадров.
 

Участие в группе полезно:

 
✍ Начинающим и опытным кадровикам – инспекторам ОК, специалистам ОК

✍ HR-менеджерам и рекрутерам

✍ Бухгалтерам по расчету заработной платы и тем, кто работает в единственном лице

✍ Секретарям, офис-менеджерам, делопроизводителям - офисным работникам, в должностные обязанности которых входит оформление кадровых
      документов

✍ Корпоративным юристам, юристам в области трудовых споров
 
Отлично, да? Но технические возможности WhatsApp позволяют включить в группу только 256 человек. Поэтому возникла идея переместить группу в мессенджер Telegram, в которой одновременно смогут состоять 5 000 кадровиков Казахстана!

 

В чем главное отличие группы в Telegram от группы в WhatsApp ?

 
Возможности WhatsApp позволяют участникам полноценно использовать материалы сообщества только с момента включения в группу. Все, что обсуждалось ранее, для нового участника недоступно! И наоборот, функционал Telegram позволяет настроить доступ ко всем материалам группы для каждого участника вне зависимости от времени присоединения к группе!
 
Участие в группе полностью бесплатно! Единственная форма оплаты – посильная помощь коллегам в решении кадровых задач и соблюдение правил сообщества. За нарушение правил – бан и исключение из группы!
 

Правила для участников Группы кадровиков:

 
Чтобы участникам сообщества кадровиков было комфортно, появились правила:
 
Реклама. Если хотите поделиться полезной ссылкой с платным контентом пишите сначала мне, согласуем размещение материала.

Видео и картинки – я за конструктив, как и все участники сообщества в WhatsApp. Поэтому в группе установлен строжайший запрет на различные
      фото и видео, не имеющие отношения к кадровой тематике!

Оскорбления, бранная речь, неуважение к участникам – без комментариев!

Описание ситуации – всю ситуацию нужно описывать одним сообщением. Пожалуйста, сформулируйте просьбу или ответ, и только потом
      набирайте сообщение. Если возможно, излагайте без лишних эмоций, лаконично, кратко и по делу.

Ночное время – у нас с вами дневной график работы, поэтому общение в группе должно прекращаться до 22:00. Не забывайте уделять время себе и
      семье!

 

Что нужно сделать, чтобы попасть в Группу кадровиков РК?

 
Для начала – иметь профессиональный интерес. Посторонних в группу не принимаем, ведь это противоречит замыслу сообщества. Чтобы присоединиться к группе кадровиков, нажмите на кнопку ниже «Хочу в группу кадровиков!» и отправьте мне в WhatsApp сообщение следующего содержания: ФИО, должность, город. В ответ вы получите ссылку и присоединитесь к группе. Не нарушайте правила, коллега! Плодотворной нам всем работы!

Хочу в группу кадровиков!